История развития образования
Духовную жизнь села и района нельзя представить без церкви, мечети и школы. В начале века и у нас действовали более 20 мечетей, а в таких селах, как Ахмет, Бакай, Расмекей, Старые Тукмаклы их было по две. У православных было более 10 церквей, а в деревнях Ахлыстино, Новобаскаково,Старобаскаково, Безводово, Кувыково, Воецкое, Киринево, Петропавлово, Медведерово и Топорнино также действовали церковно-приходские школы.В деревнях Толбазы и Карача-Елга существовали мектебе; в Старогумерово и и Новомуртазах – медресе. Мектебе содержались в основном на средства родителей , а руководило ими местное духовенство
.Обучение в них вели муллы и хэльфэ.Возрастной состав учащихся (шакирдов) не был однороден: среди них можно было встретить и маленьких детей и взрослых мужчин. Общежитий не было , учащиеся жили в помещениях самих мектебе.Условия в них были крайне антисанитарные. Занятия в мектебе начинались в октябре и заканчивались в апреле .Учение состояло в зубрежке текстов корана и других религиозных книг на арабском языке , т.к не было строго выработанной программы , учебников и учебных пособий. Но в такие «учебные заведения» принимали только мальчиков, лишь немногим из девочек выпадало «счастье» обучаться на дому у жен мулл. В медресе продолжительность обучения была больше. Многие из них содержались на благотворительные средства местных богачей. В начале века в Топорнино была построена вторая церковь- семиглавая Введенская (здание бывшего кинотеатра).В селе также действовало училище от земства, где детей обучали Евгения Курочкина и Клавдия Лебедева, закон божий преподавал Василий Щитов. Всего учащихся школы за 1888 год было 85, из них 53 мальчика и 32 девочки. К этому времени функционировали Ахметовская школа ( с 1841 –го), Старотукмаклинская (с 1866-го года), а миссионерская школа в Канлах работала с 1895 года.
Историю создания Бакаевкой школы
подробно повествует известный журналист Ахлям Валиев: «... в конце XIX века царское правительство ощутимо начало проявлять озабоченность о строительстве и открытии в деревнях, где проживает мусульманское население, школ, где велось бы обучение по новой методике. Эти задачи возлагались на земство. В таких школах предусматривалось обучение детей на русском языке письму и чтению, арифметике, географии и истории, а также обучение родному языку.
В 1901 и 1902-х годах представители земства приехали в деревню Бакай с намерением открыть такую школу. Но население не поняло важности этих но¬вовведений и поддержало отказ местных религиозных деятелей. Люди дума¬ли, что все это приведет к переходу в христианскую религию, крещению. Только лишь в 1903 году, благодаря ак-тивной разъяснительной работе волостных служащих среди населения, было получено разрешение на открытие школы в д. Бакай.
Земская управа Уфимской губернии сообщала директору народных училищ: «... имею честь донести Вашему Превосходительству, что Бакаевское училище открыто 15-го сего ноября, при чемъ поступило въ него 35 мальчиков-магометанъ: училище относится къ типу обычных одноклассныхъ, русско-башкирскихъ начальныхъ школь...».
Раз есть «шкул», подыскали и учителя. Им оказался паренек из деревни Сафар Чишминского района Исламетдин Байбурин. Он был грамотным мугаллимом, очень внимательным к людям, среди населения пользовался большим авторитетом, уважительно относился к детям и их родителям, учил ребятишек читать и писать на русском языке.
По религиозным вопросам ежедневно по одному часу с детьми занимался мулла Шахизихан Абдулхаеров. Он преподавал такие предметы, как Коран, Йман шарты, Афтияк, воспитывал у молодого поколения любовь и уваже¬ние к исламской религии. В 1904-1905 учебном году учителем был назначен брат мугаллима Мусавир Баибурин.
Церковно-приходские школы не имели своих зданий, только в 1911-14 годах земством были построены здания в Тарабердино, Кувыково, Старобаскаково, Ахметово, Камыщлах, Шарипово,Калтаево и Топорнино. В деревне Толбазы учитель Зариф Еникеев, в Старогумерово Гиндулла Рахимов, в Калтаево Гаугар Галина и ряд других стремились привлечь в школу больше учащихся , обеспечивали их учебниками . В Калтаево перед перед революцией в школах обучалось уже более 120 учащихся.
21 декабря 1918 года был подписан декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». 31 мая 1918 года Народный комиссариат просвещения опубликовал постановление о ведении совместного обучения учащихся обоего пола. Это постановление имело огромное значение по раскрепощению женщин. Все силы были направлены на ликвидацию неграмотности среди населения.
По существующей
с 1918 годы системе школы делились на две ступени: первая ступень – начальные с четырехлетним обучением; вторая ступень- с пятилетним сроком обучения (3-9) классы. До 1921 года в районе существовали только школы первой ступени. В 1921 году в Топорнино была открыта школа – девятилетка. Здесь обучалось 200-250 учащихся, в основном были русские и только небольшая часть татары. Основная часть учащихся были дети зажиточных слоев населения.Только после 1927-28 годов основную массу учащихся стали составлять дети крестьян и служащих. За годы существования Топорнинская школа выспустила 200-220 учителей начальных классов и счетно-бухгалтерских работников. В школе работал сплоченный коллектив: директор М.И.Иванов, А.С. Калева, В.А.Абрамов,Саттаров ,Лутский и др.
В 1930 году на базе 1-7 клссов школы-девятилетки была открыта школа колхозной молодежи . Школу возглавлял директор Г.М.Новичков. Длительное время учителями работали там Р.А.Солдатова , А.С.Калева, Давлетова, А.Д.Общин, П.М.Рябов, Н.К.Трусков, В.А.Головин и другие.
В 1932 году была завершена задача введения всеобщего начального образования ,
создались реальные предпосылки для перехода ко всеобщему семилетнему и восьмилетнему обязательному обучению
детей. Создалась следующая сеть школ: школ первой ступени было 103, в том числе башкирских -9, татарских – 62, русских -24, прочих-8. В них обучалось 9764 учащихся и работало 248 учителей, которые вели огромную работу по ликвидации неграмотности. Была создана сеть школ , где обучалось взрослое население до 50 лет.
Несмотря на то, что Великая Отечественная война наложила свой отпечаток на деятельность школ , сеть школ района продолжала развиваться. Например, с 1942 по 1946 год количество начальных школ с 48 выросло до 52 , число учащихся с 7266 достигло 8827, отсев учащихся с 413 сократился до 27. В военные годы успеваемость составляла 79-90%, в 1943-44 учебном году 97%, к таким школам относятся Ахлыстинская, Гришнинская ,Нижнесаитовская,Асановская, Бакаевская школы.
В 1949 году повсеместно было введено всеобщее семилетнее образование. Начальние школы в Новобаскаковео, Тарабердино, Кушнаренково были реорганизованы в семилетние , Шариповская семилетняя – в среднюю, открыты три начальные школы, Таким образом количество школ в районе стало 78 а учащихся в них – 10253. Число учителей с 350 в 1946 году возросло до 429. В учебные планы начальных классов включаются уроки труда, в 5-7 классах – работа на пришкольных учебно-опытных участках, и в учебных мастерских , в 8-10 классах – практикумы по сельскому хозяйству, машиноведению и электротехнике.
С 1949 по 1959 год заметно укрепилась материально техническая база школ района .В порядке общественной инициативы за счет средств колхозов , совхозов и других шефствующих организаций были оборудованы большое количество учебных мастерских интернатов и т д. Строительство интернатов при школах способствовало успешному осуществлению семилетнего обучения и расширению среднего образования на селе. И с 1959 года началась кропотливая подготовительная работа по переходу к восьмилетнему обучению. К концу 1962/63 учебного года семилетние школы перестали существовать и был полностью завершен переход на обязательное восьмилетнее обучение. Серьезные изменения, произошедшие в материальной базе за последние годы, создали необходимые условия
для перехода ко всеобщему среднему образованию – это во-первых. Во-вторых, росла потребность народного хозяйства в кадрах со средним образованием .
В- третьих, в подавляющем большинстве семей настолько возрос достаток, а польза образования настолько очевидна, что родители материально и психологически были готовы дать своим детям возможность учиться до 17-18 лет , то есть до получения среднего образования. Этот переход имел огромное политическое, культурное и хозяйственное значение. И в 1967/68 учебном году по району план приема в 1Х классы был выполнен на 90%. Сложилась единая система непрерывного образования . Развернулось строительство средних и восьмилетних школ, детских садов и пришкольных интернатов.
За 1970-1985 гг. возведены здания средних школ в населенных пунктах Старые Тукмаклы, Иликово, Калтаево, Карача-Елга, Байталлы, Кушнаренково ,Первушино, Шарипово, Старокурмашево, Султанаево, Старые Камышлы. Возросло число учебных кабинетов, учебных мастерских, отдельных рабочих комнат для занятий по труду, спортзалов, организовано горячее питание, количество школ в районе достигло до 50 и обучающихся в них стало 4465.
Современная образовательная система района удовлетворяет растущие образовательные и воспитательные потребности обучающихся. В настоящее время в районе действует шестьдесят образовательных учреждений, в том числе двадцать три дошкольных учреждений, тридцать семь общеобразовательных школ (включая 1 лицей и 1 гимназию). В них обучаются и воспитываются 4023)обучающихся, работают 633 педагогических работника. Если посмотреть статистические данные,
- 78,8% имеют высшее педагогическое образование, 14% - среднее профессиональное образование;
- 32% имеют высшую квалификационную категорию; 41 - первую, 15% - вторую квалификационную категории;
- в школах района работают четыре Заслуженных учителя РБ,
награждены орденами и медалями РФ – 3;
отраслевыми наградами МО РФ – 54;
отраслевыми наградами МО РБ – 158.
С 2006 года реализуется в районе приоритетный национальный проект
« Образование» по следующим направлениям:
- «Поощрение лучших учителей», среди которых Премию Президента РФ в 100 тыс. рублей получили 9 учителей, в том числе:
Гатауллина Назиба Закариевна – учитель татарского языка и литературы МБОУ Лицей им. Ф. Ахмалетдинова с. Ахметово,
Девятова Розалия Гилемовна – учитель русского языка и литературы МБОУ Гимназия с. Кушнаренково,
Низамов Рабис Расихович – учитель географии и экологии МБОУ СОШ с. Старокурмашево,
Магзянова Равида Нугумановна – учитель математики МБОУ СОШ с. Султанаево;
Галяуова Клара Масгутовна – учитель начальных классов МБОУ СОШ №1 с. Кушнаренково;
Салемгареева Гузель Алифовна – учитель математики МБОУ Гимназия
с. Кушнаренково;
Мустафина Гульназ Камилевна – учитель истории МБОУ Гимназия с. Кушнаренково;
Гафиуллин Азат Галинурович – учитель информатики МБОУ СОШ №1 с. Кушнаренково;
Кашафутдинова Расима Анваровна – учитель физики МБОУ Гимназия с. Кушнаренково;
Премию Президента РБ в 30 тыс. руб. получила учитель русского языка и литературы МБОУ Гимназия с. Кушнаренково Гизатуллина Ирина Леонидовна;
В целях поддержки лучшего инновационного опыта учителей проводятся районные конкурсы «Учитель года с. Кушнаренково – 2009» и «Организатор года», «Педагог года». Всего в этих конкурсах участвовало 22 педагога. Победители конкурса Алхузина Гульфия Айдаровна , учитель башкирского языка и литературы МБОУ СОШ с. Шарипово, Хафизова Фания Ильясовна, МБОУ СОШ с. Первушино, Мустаев Фидан Агзамович, учитель татарского языка и литературы МБОУ СОШ с. Казарма, Сафина Ильмира
Рашитовна.
МБОУ СОШ с. Новокурмашево В рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» ежегодно по четыре учителя поправляют свое здоровье в санаториях нашей республики.
Наши учителя активно выступают в научно-практических конференциях. Их выступления вышли в сборниках БИРО и БГПУ
им. Мифтахетдина Акмуллы.
- «Внедрение современных образовательных технологий» -с начала реализации приоритетного национального проекта «Образование» в ОУ района поступило 23 кабинета.
- «Сельский школьный автобус» - 12 школ получили автобусы.
На сегодняшний день подвозом и перевозкой детей заняты 12 единиц техники.
- «Вознаграждение за классное руководство» -с целью повышения значимости и качества воспитательной работы со школьниками классные руководители получают вознаграждение.
Компьютеризация системы образования» - на сегодняшний день общее количество компьютеров в школах – 187, оснащенность ОУ современными средствами информатизации составляет 68,7%. В настоящее время 30 школ (100%) и отдел образования администрации пользуются услугами Интернет.
При отделе образования действует районный центр педагогической информации, он обеспечивает школы информационным материалом. Обновляется программно-методическое и информационное сопровождение образовательного процесса.
Восхождением к более высокому качеству образования является организация обучения в инновационных учебных заведениях, которых в районе – 2: МБОУ Гимназия с.Кушнаренково и МБОУ Лицей им. Ахмалетдинова с.Ахметово, а также организация предпрофильной подготовки и профильного обучения. В 2008-2009учебном году 6 школ: МБОУ Лицей им. Ф.Ахмалетдинова с.Ахметово, МБОУ Гимназия с.Кушнаренково, МБОУ СОШ №1 с.Кушнаренково, МБОУ СОШ с.Старотукмаклы, МБОУ СОШ с. Карач–Елга и МБОУ ООШ с.Кушнаренково работали в режиме предпрофильного и предпрофильного и профильного обучения учащихся 9-х, 10-х и 11-х классов. МБОУ Лицей им.Ф.Ахмалетдинова, МБОУ СОШ с. Карача – Елга, работали по агротехническому, МБОУ СОШ №1 с.Кушнаренково по физико-математическому,социально-экономическому,физико-химическому, МБОУ СОШ с.Старые Тукмаклы - физико-химическому, МБОУ Гимназия с.Кушнаренково -социально-гуманитарному, физико-математическому профилям.
Система дошкольного образования насчитывает 23 образовательных учреждения, отвечающие требованиям всестороннего развития обучения и воспитания подрастающего поколения.. Учителя и воспитатели стремятся создать в них творческую атмосферу, которая бы в полной мере соответствовала критериям личностно-ориентированной модели воспитания ребенка. В формировании и удовлетворении интересов дошкольных учрежедний, в работе с детьми широко используются элементы культуры ,обычаев и традиции народов Башкортостана. Хорошо поставлена работа по дошкольному воспитанию детей в детских садах №1, №2., №3 с.Кушнаренково, с.Байталлы, с.Шарипово, с.Бардовка, с.Ахметово, с.Старые Тукмаклы.
Дополнительным образованием охвачено 1115 обучающихся в 39 обьединений по 6 направленностям.
С особой теплотой помнят сельчане о ветеранах педагогического труда: зав.роо А.Н. Мусина, И.А.Галиева ., директоров Л.Л.Лутыева (Кушнаренковская №1.№2), Р.Г.Галина (Старогумеровская), Х. Б. Бункина (Кушнаренковская №1), В. Н. Гарифуллина (Карача-Елгинская), Х. Г. Шайгарданова (Старотукмаклинская), А. Д. Тимофеева (Кушнаренковская №1), В. Ф. Нургалеева (Бакаевская), М.Х.Галлямова (Старокурмашевская), В.В.Гражданкину (Кушнаренковская №2), Л. Г. Мусабирову (Бардовская), Н. И. Ахметзянова (Шариповская), А. Х Фатыхова (Иликовская), А.Г.Насырова (Старотукмаклинская) средних школ, А.М.Худякову (Первушинская), А.А.Гирфанову (Казарминская) восьмилетних школ, Ф.Г.Галиева (школу-интерната); учителей: Н. С. Константиновского, А. Ф. и Е. С. Кожевниковых, Н. И. Пермякову, К. М. Телясецкую, З. К. Биктимирова, Ш. С. Бикмурзина, М. А. Кох, Т. И. Гнатенко, А. Ф. Даукаева,
Т. З. Липатову, Н. И. Егорову, С. М. Губайдуллину, В. Т. Якупову, Ш. Г. Низамову, Р. А. Каспранову, С. З. Ахметзянову, Б. Г. Ардуанову,
,Н. Г. Даукаеву, Ф. Ф. Фаттаховой, Д. М. Фаттахову, Г. Х. Якуповой, А. А. Гирфанову, А. А. Альмеева, М. С. Даукаеву, З. Д. Галиакберова,
Ч. Т. Латыпову, Н. Т. Кадырова, И. З. Ахмадуллину, А. С. Ахметзянова, А. Ф. и Г. Ф. Дергуновых, О. В. Михайлову, В. А. Иванову, В. Е. Орлову, Т. Х. Шайдуллину, Л. Я. Герих, Р. К. Гатауллина, Хазиповой В.Г.,Лукмановой Л.М.и др.
Благородный труд продолжают педагоги: Р. А. Латыпова, Л. А. Васильева, Гайсина Н.Г., Нугуманова Р.К., Садретдинова Г.Р., Бакирова Н.В., Мельников С.Ю., Хамитова Л.Ф.; талантливые директора школ Р. Р. И Р.Р Идрисовы, Ф. Г. Арсланов, А. А. Нуриев, Г. Х. Хаматгареева, З. Х. Аюпов, М. З. Саитова, Г. Ф. Ахмерова, Р.И.Аминев и.др.
- Документы
- Новости
- События
- Проекты
- Доклады и выступления
- Вопросы и ответы
- Фотогалерея
- Видеогалерея
-
Раздел находится в стадии наполнения.
-
Раздел находится в стадии наполнения.
-
Раздел находится в стадии наполнения.
-
Раздел находится в стадии наполнения.
-
Раздел находится в стадии наполнения.
-
Раздел находится в стадии наполнения.
-
Раздел находится в стадии наполнения.
-
Раздел находится в стадии наполнения.