Для авторизации на текущем портале в Вашем профиле ЕСИА должно быть заполнено поле "Электронная почта"

Республиканские порталы Карта сайта Вход

Муниципальный район Кушнаренковский район Республики Башкортостан

История развития образования

      Духовную жизнь села и района нельзя представить без церкви, мечети и школы. В начале века и у нас действовали более 20 мечетей, а в таких селах, как Ахмет, Бакай, Расмекей, Старые Тукмаклы их было по две. У православных было более 10 церквей, а в деревнях Ахлыстино, Новобаскаково,Старобаскаково, Безводово, Кувыково, Воецкое, Киринево, Петропавлово, Медведерово и Топорнино также действовали церковно-приходские школы.В деревнях Толбазы и Карача-Елга  существовали мектебе; в Старогумерово и и Новомуртазах – медресе. Мектебе  содержались  в основном на средства  родителей , а руководило ими местное  духовенство 
.Обучение в них  вели муллы  и хэльфэ.Возрастной  состав  учащихся (шакирдов) не был однороден: среди них можно  было встретить  и маленьких детей и взрослых мужчин. Общежитий не было , учащиеся  жили   в помещениях самих мектебе.Условия в них были крайне  антисанитарные. Занятия в мектебе  начинались  в октябре и  заканчивались  в апреле .Учение состояло  в    зубрежке  текстов корана и других религиозных книг на арабском  языке ,  т.к не было строго выработанной  программы , учебников  и  учебных  пособий. Но в такие  «учебные заведения» принимали  только мальчиков, лишь немногим   из девочек выпадало «счастье» обучаться  на дому  у жен мулл. В медресе  продолжительность обучения была больше. Многие из них  содержались  на благотворительные  средства местных богачей.  В начале века в Топорнино была построена вторая церковь- семиглавая Введенская (здание бывшего кинотеатра).В селе также действовало училище от земства, где детей обучали Евгения Курочкина и Клавдия Лебедева, закон божий преподавал Василий Щитов. Всего учащихся школы за 1888 год было 85, из них 53 мальчика и 32 девочки. К этому  времени  функционировали  Ахметовская школа ( с 1841 –го), Старотукмаклинская (с 1866-го года),  а миссионерская школа в Канлах работала с 1895 года.

        Историю создания Бакаевкой школы 
подробно повествует известный журналист Ахлям Валиев: «... в конце XIX века царское правительство ощутимо начало проявлять озабоченность о строительстве и открытии в деревнях, где проживает мусульманское население, школ, где велось бы обучение по новой методике. Эти задачи возлагались на земство. В таких школах предусматривалось обучение детей на русском языке письму и чтению, арифметике, географии и истории, а также обучение родному языку.
       В 1901 и 1902-х годах представители земства приехали в деревню Бакай с намерением открыть такую школу. Но население не поняло важности этих но¬вовведений и поддержало отказ местных религиозных деятелей. Люди дума¬ли, что все это приведет к переходу в христианскую религию, крещению. Только лишь в 1903 году, благодаря ак-тивной разъяснительной работе волостных служащих среди населения, было получено разрешение на открытие школы в д. Бакай.
      Земская управа Уфимской губернии сообщала директору народных училищ: «... имею честь донести Вашему Превосходительству, что Бакаевское училище открыто 15-го сего ноября, при чемъ поступило въ него 35 мальчиков-магометанъ: училище относится къ типу обычных одноклассныхъ, русско-башкирскихъ начальныхъ школь...».
     Раз есть «шкул», подыскали и учителя. Им оказался паренек из деревни Сафар Чишминского района Исламетдин Байбурин. Он был грамотным мугаллимом, очень внимательным к людям, среди населения пользовался большим авторитетом, уважительно относился к детям и их родителям, учил ребятишек читать и писать на русском языке.

      По религиозным вопросам ежедневно по одному часу с детьми занимался мулла Шахизихан Абдулхаеров. Он преподавал такие предметы, как Коран, Йман шарты, Афтияк, воспитывал у молодого поколения любовь и уваже¬ние к исламской религии. В 1904-1905 учебном году учителем был назначен брат мугаллима Мусавир Баибурин.
       Церковно-приходские школы не имели своих зданий, только   в 1911-14 годах земством  были построены  здания в Тарабердино, Кувыково, Старобаскаково, Ахметово, Камыщлах, Шарипово,Калтаево и Топорнино. В деревне Толбазы  учитель  Зариф Еникеев, в Старогумерово Гиндулла Рахимов, в Калтаево Гаугар Галина и ряд других стремились привлечь в школу  больше  учащихся , обеспечивали их учебниками . В Калтаево перед перед революцией в школах обучалось уже  более  120 учащихся.


      21 декабря  1918 года  был подписан  декрет «Об отделении  церкви от государства и школы от  церкви». 31 мая 1918 года  Народный комиссариат  просвещения  опубликовал  постановление о  ведении  совместного  обучения учащихся обоего пола. Это постановление  имело огромное  значение  по раскрепощению женщин. Все силы  были направлены  на ликвидацию неграмотности среди населения. 
      По существующей 
 с 1918 годы  системе школы  делились на две ступени: первая  ступень – начальные  с четырехлетним  обучением; вторая ступень- с пятилетним  сроком обучения (3-9) классы. До 1921 года в районе  существовали  только школы  первой ступени. В 1921 году в Топорнино  была открыта  школа – девятилетка. Здесь обучалось  200-250 учащихся, в основном  были русские  и только небольшая часть татары. Основная часть учащихся  были дети зажиточных слоев  населения.Только после 1927-28 годов основную массу  учащихся  стали составлять  дети крестьян и служащих. За годы существования  Топорнинская школа выспустила  200-220  учителей  начальных классов и счетно-бухгалтерских работников. В школе  работал сплоченный  коллектив: директор М.И.Иванов, А.С. Калева, В.А.Абрамов,Саттаров ,Лутский  и др.

      В 1930 году  на базе  1-7 клссов школы-девятилетки  была открыта  школа колхозной молодежи . Школу возглавлял  директор Г.М.Новичков. Длительное время учителями работали  там  Р.А.Солдатова , А.С.Калева, Давлетова, А.Д.Общин, П.М.Рябов, Н.К.Трусков, В.А.Головин и другие.
        В 1932 году была завершена  задача  введения  всеобщего  начального  образования ,
создались  реальные предпосылки   для  перехода  ко всеобщему   семилетнему   и восьмилетнему  обязательному  обучению 
детей.  Создалась  следующая сеть  школ: школ первой ступени  было 103, в том числе  башкирских -9, татарских – 62, русских -24, прочих-8. В них обучалось  9764 учащихся и работало 248 учителей, которые вели  огромную работу  по ликвидации неграмотности. Была создана сеть школ , где обучалось взрослое  население до 50 лет.  
Несмотря  на то, что Великая Отечественная  война   наложила  свой  отпечаток на деятельность школ , сеть школ   района продолжала  развиваться. Например, с 1942 по 1946 год количество  начальных школ с 48 выросло до 52 , число учащихся  с 7266 достигло  8827, отсев учащихся  с 413 сократился  до 27.  В военные  годы  успеваемость составляла  79-90%, в 1943-44 учебном  году 97%, к таким школам относятся  Ахлыстинская, Гришнинская ,Нижнесаитовская,Асановская, Бакаевская школы.

      В 1949 году повсеместно  было введено  всеобщее семилетнее  образование. Начальние школы в Новобаскаковео, Тарабердино, Кушнаренково  были реорганизованы в семилетние , Шариповская семилетняя – в среднюю, открыты  три начальные школы, Таким образом  количество школ в районе  стало 78  а учащихся в них – 10253. Число учителей с 350 в 1946 году возросло до 429. В учебные планы  начальных классов  включаются  уроки труда, в 5-7  классах – работа  на пришкольных учебно-опытных участках, и в учебных мастерских ,  в 8-10 классах – практикумы  по сельскому хозяйству, машиноведению и электротехнике.
    С 1949 по 1959 год  заметно   укрепилась материально техническая база школ района .В порядке общественной  инициативы  за счет  средств  колхозов , совхозов и других шефствующих организаций  были оборудованы   большое количество  учебных мастерских  интернатов и т д.  Строительство интернатов  при школах  способствовало  успешному осуществлению  семилетнего  обучения и  расширению среднего образования на селе. И с 1959 года началась кропотливая   подготовительная работа  по переходу к восьмилетнему  обучению.  К концу  1962/63 учебного  года  семилетние школы  перестали  существовать  и был полностью завершен  переход на  обязательное  восьмилетнее  обучение. Серьезные изменения, произошедшие в материальной базе  за последние годы, создали необходимые условия  
для  перехода  ко всеобщему  среднему образованию – это во-первых. Во-вторых, росла потребность  народного хозяйства  в кадрах со средним  образованием . 
В- третьих,  в подавляющем  большинстве  семей  настолько возрос достаток, а польза образования настолько очевидна, что родители  материально и психологически были готовы дать  своим детям  возможность  учиться  до 17-18 лет , то есть  до получения  среднего образования. Этот  переход  имел огромное  политическое, культурное  и хозяйственное  значение.  И в 1967/68 учебном году  по району  план приема  в 1Х классы  был выполнен  на 90%. Сложилась единая система  непрерывного  образования . Развернулось  строительство  средних и восьмилетних  школ, детских садов  и пришкольных  интернатов.       
     За 1970-1985 гг. возведены  здания  средних школ  в населенных пунктах   Старые  Тукмаклы, Иликово, Калтаево, Карача-Елга, Байталлы, Кушнаренково ,Первушино, Шарипово, Старокурмашево, Султанаево, Старые Камышлы. Возросло число учебных кабинетов, учебных мастерских, отдельных  рабочих комнат для занятий  по труду, спортзалов, организовано горячее питание, количество  школ в районе  достигло  до 50 и  обучающихся в них   стало 4465.
   Современная образовательная система района удовлетворяет растущие образовательные и воспитательные потребности обучающихся. В настоящее время в районе действует шестьдесят образовательных  учреждений, в том числе двадцать три дошкольных учреждений, тридцать семь общеобразовательных школ (включая 1 лицей и 1 гимназию). В них обучаются и воспитываются   4023)обучающихся, работают 633 педагогических работника. Если посмотреть статистические данные,
- 78,8% имеют высшее педагогическое образование, 14% - среднее профессиональное образование; 
- 32% имеют высшую квалификационную категорию; 41 - первую, 15% - вторую квалификационную категории;
- в школах района работают четыре Заслуженных учителя РБ,
награждены орденами и медалями РФ – 3;
отраслевыми наградами МО РФ – 54;
отраслевыми наградами МО РБ – 158.


С 2006 года реализуется в районе приоритетный национальный проект 
« Образование» по следующим направлениям:
- «Поощрение лучших учителей», среди которых Премию Президента РФ в 100 тыс. рублей получили 9 учителей, в том числе:
Гатауллина Назиба Закариевна – учитель татарского языка и литературы МБОУ Лицей им. Ф. Ахмалетдинова с. Ахметово,
Девятова Розалия Гилемовна – учитель русского языка и литературы МБОУ Гимназия с. Кушнаренково,
Низамов Рабис Расихович – учитель географии и экологии МБОУ СОШ с. Старокурмашево,
Магзянова Равида Нугумановна – учитель математики МБОУ СОШ с. Султанаево;
Галяуова Клара Масгутовна – учитель начальных классов МБОУ СОШ №1 с. Кушнаренково;
Салемгареева Гузель Алифовна – учитель математики МБОУ Гимназия
 с. Кушнаренково;

Мустафина Гульназ Камилевна – учитель истории МБОУ Гимназия с. Кушнаренково; 
Гафиуллин Азат Галинурович – учитель информатики МБОУ СОШ №1 с. Кушнаренково;
Кашафутдинова Расима Анваровна – учитель физики МБОУ Гимназия с. Кушнаренково;
Премию Президента РБ в 30 тыс. руб. получила учитель русского языка и литературы МБОУ Гимназия с. Кушнаренково Гизатуллина Ирина Леонидовна;

     В целях поддержки лучшего инновационного опыта учителей проводятся районные конкурсы «Учитель года с. Кушнаренково – 2009» и «Организатор года», «Педагог года». Всего в этих конкурсах участвовало 22 педагога. Победители конкурса Алхузина Гульфия Айдаровна , учитель башкирского языка и литературы МБОУ СОШ с. Шарипово, Хафизова Фания Ильясовна, МБОУ СОШ с. Первушино, Мустаев Фидан Агзамович, учитель татарского языка и литературы МБОУ СОШ с. Казарма, Сафина Ильмира 

Рашитовна.
    МБОУ СОШ с. Новокурмашево В рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» ежегодно по четыре учителя поправляют свое здоровье в санаториях нашей республики.
Наши учителя активно выступают в научно-практических конференциях. Их выступления вышли в сборниках БИРО и БГПУ 
им. Мифтахетдина  Акмуллы. 
- «Внедрение современных образовательных технологий» -с начала реализации приоритетного национального проекта «Образование» в ОУ района поступило 23 кабинета.
- «Сельский школьный автобус» - 12 школ получили автобусы.
 На сегодняшний день подвозом и перевозкой детей заняты 12 единиц техники. 
- «Вознаграждение за классное руководство» -с целью повышения значимости и качества воспитательной работы со школьниками классные руководители получают вознаграждение.
Компьютеризация системы образования» - на сегодняшний день общее количество компьютеров в школах – 187, оснащенность ОУ современными средствами информатизации составляет 68,7%. В настоящее время 30 школ (100%) и отдел образования администрации пользуются услугами Интернет.
При отделе образования действует районный центр педагогической информации, он обеспечивает школы информационным материалом. Обновляется программно-методическое  и информационное сопровождение образовательного процесса.
     Восхождением к более высокому качеству образования является организация  обучения в инновационных учебных заведениях, которых в районе – 2: МБОУ Гимназия с.Кушнаренково и  МБОУ Лицей им. Ахмалетдинова с.Ахметово, а также организация предпрофильной подготовки и профильного обучения. В 2008-2009учебном году 6 школ: МБОУ Лицей им. Ф.Ахмалетдинова с.Ахметово, МБОУ Гимназия с.Кушнаренково, МБОУ СОШ №1 с.Кушнаренково, МБОУ СОШ с.Старотукмаклы, МБОУ СОШ с. Карач–Елга и  МБОУ ООШ с.Кушнаренково  работали в режиме предпрофильного  и предпрофильного  и   профильного обучения учащихся 9-х, 10-х и 11-х классов. МБОУ Лицей им.Ф.Ахмалетдинова, МБОУ СОШ с. Карача – Елга, работали по агротехническому, МБОУ СОШ №1 с.Кушнаренково по физико-математическому,социально-экономическому,физико-химическому,  МБОУ СОШ с.Старые Тукмаклы - физико-химическому, МБОУ Гимназия с.Кушнаренково  -социально-гуманитарному, физико-математическому профилям.

        Система  дошкольного  образования  насчитывает  23 образовательных учреждения, отвечающие  требованиям всестороннего развития   обучения и воспитания  подрастающего поколения..  Учителя и воспитатели стремятся  создать  в них  творческую атмосферу, которая  бы в полной мере  соответствовала  критериям  личностно-ориентированной модели  воспитания ребенка. В формировании и удовлетворении интересов  дошкольных учрежедний, в работе с детьми  широко используются  элементы  культуры ,обычаев  и традиции  народов Башкортостана.  Хорошо поставлена  работа   по дошкольному  воспитанию детей в детских садах  №1, №2., №3 с.Кушнаренково, с.Байталлы, с.Шарипово, с.Бардовка, с.Ахметово, с.Старые Тукмаклы.   
          Дополнительным образованием  охвачено 1115 обучающихся в 39 обьединений по 6 направленностям.                                                                   
     С особой теплотой помнят сельчане о ветеранах педагогического труда: зав.роо А.Н. Мусина, И.А.Галиева ., директоров Л.Л.Лутыева (Кушнаренковская №1.№2), Р.Г.Галина (Старогумеровская), Х. Б. Бункина (Кушнаренковская №1), В. Н. Гарифуллина  (Карача-Елгинская), Х. Г. Шайгарданова (Старотукмаклинская), А. Д. Тимофеева (Кушнаренковская №1), В. Ф. Нургалеева (Бакаевская), М.Х.Галлямова (Старокурмашевская), В.В.Гражданкину (Кушнаренковская №2), Л. Г. Мусабирову (Бардовская), Н. И. Ахметзянова (Шариповская), А. Х Фатыхова (Иликовская), А.Г.Насырова (Старотукмаклинская) средних школ, А.М.Худякову (Первушинская), А.А.Гирфанову (Казарминская) восьмилетних школ, Ф.Г.Галиева (школу-интерната);  учителей: Н. С. Константиновского, А. Ф. и Е. С. Кожевниковых, Н. И. Пермякову, К. М. Телясецкую, З. К. Биктимирова, Ш. С. Бикмурзина, М. А. Кох, Т. И. Гнатенко, А. Ф. Даукаева, 
 Т. З. Липатову, Н. И. Егорову, С. М. Губайдуллину, В. Т. Якупову, Ш. Г. Низамову, Р. А. Каспранову, С. З. Ахметзянову, Б. Г. Ардуанову,
,Н. Г. Даукаеву, Ф. Ф. Фаттаховой, Д. М. Фаттахову, Г. Х. Якуповой, А. А. Гирфанову, А. А. Альмеева, М. С. Даукаеву, З. Д. Галиакберова,
Ч. Т. Латыпову, Н. Т. Кадырова, И. З. Ахмадуллину, А. С. Ахметзянова, А. Ф. и Г. Ф. Дергуновых, О. В. Михайлову, В. А. Иванову, В. Е. Орлову, Т. Х. Шайдуллину, Л. Я. Герих, Р. К. Гатауллина, Хазиповой В.Г.,Лукмановой Л.М.и др.
     Благородный труд продолжают педагоги: Р. А. Латыпова, Л. А. Васильева, Гайсина Н.Г., Нугуманова Р.К., Садретдинова Г.Р., Бакирова Н.В., Мельников С.Ю., Хамитова Л.Ф.; талантливые директора школ Р. Р. И Р.Р Идрисовы, Ф. Г. Арсланов, А. А. Нуриев, Г. Х. Хаматгареева, З. Х. Аюпов,  М. З. Саитова,   Г. Ф. Ахмерова, Р.И.Аминев и.др.

     

  • Документы
  • Новости
  • События
  • Проекты
  • Доклады и выступления
  • Вопросы и ответы
  • Видеогалерея